Государственное учреждение образования

«Детский сад № 125 г.Гомеля»

 

 

Конспект музыкального праздника

для воспитанников средней и старшей группы

 «Рождественские Святки»

 

                                                                                          Быховцова Татьяна Васильевна,

                                                                                     воспитатель дошкольного образования

 Задачи:

Расширять представления детей и взрослых членов семьи о православных традициях белорусского народа [1, стр. 24].

Расширять представления детей о евангельском сюжете, о Рождестве Христовом: Мария и ее муж Иосиф отправляются в город Вифлеем, младенец Иисус рождается в пещере, на небе появляется яркая звезда, мудрецы (волхвы) в далеких странах понимают, что родился Христос, волхвы приходят приветствовать Христа и приносят дары [1, стр. 24].

Формировать представления о традициях празднования Рождества Христова: посещение православными богослужения, коледование [1, стр. 25] (люди ходят друг к другу в гости, славословят Иисуса Христа и Пресвятую Богородицу).

Формировать представления о колядках как форме славления Христа.

Формировать потребность в эмоционально насыщенном, содержательном общении со сверстниками и взрослыми, желание активно участвовать в событиях социального окружения и семьи [2, стр. 144].

Формировать навыки доброжелательного и добродетельного поведения.

Развивать интерес к национальной культуре, социальную активность в общении и совместной деятельности со сверстниками и взрослыми [2, стр. 144].

Развивать музыкальные способности [2, стр. 183], интерес колядке как к песенному жанру музыкального искусства, к музыкальному исполнительству и творчеству.

Воспитывать уважение к традициям белорусского народа [1, стр. 24], культуре, традициям празднования Рождества Христова.

Воспитывать позитивное отношение к музыкальному искусству, к колядке как к песенному жанру, желание активно проявлять себя в музыкально исполнительской деятельности [2, стр. 183].

 Предварительная работа

1.Рассказ об истории Рождества Иисуса Христа.

2.Рассматривание иллюстраций.

3.Организация условий практики доброделания (выполнения сувениров, открыток пожилым людям).

 Звучит тихая музыка

 Воспитанник:

Я листаю календарь,

За окном скрипит январь,

Машет мне суровой

Веткою еловой.

 Воспитанник:

С неба падают снежинки

На замерзшие поля.

Ель укутали косынкой

Легкой шубкой – тополя.

Танец «Снежинок»

 Воспитанник:

Я листаю календарь,

За окном метет январь,

Седьмое число,

Рождество, Рождество!

 Воспитанник:

Сердце чутко замирает,

В воздухе – лилово.

Зимней сказкой наступает

Рождество Христово.

Песня «Яркая звездочка» [3]

 Ведущий:

Рождество. Волшебный праздник рождения. Появление на свет любого человека является величайшим чудом, а уж Рождество Христово – великий, святой день на все времена.

Рождество Христово празднуют 7 января. Дню Рождества предшествует Сочельник, с него и начинаются Рождественские Святки, которые продолжаются 12 дней. Это время веселых и окрыляющих забот и забав, наполненных торжественным одухотворением.

 Воспитанник:

От Рождества и до Крещения,

Приготовив угощенье,

Пели разные колядки,

По дворам ходили в святки.

 Воспитанники:

«Христос рождается – славьте!»

 Воспитанник:

Праздник этот самый длинный.

Он веселый и старинный.

Наши предки пили, ели,

Веселились две недели.

 Воспитанник:

Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили.

Так давайте же сейчас

Встретим мы его у нас.

 Сценка (изба, стол, накрытый угощениями, хозяйка, хозяин, гости – христославы, которые переодеты в пастухов, волхвов, ангелов).

 Ведущий:

В этот зимний вечерок

Вьется над трубой дымок,

Месяц светится над ней,

А в избе полно гостей.

 Воспитанник:

Воробушек летит,

Хвостиком вертит,

А вы, люди, знайте,

Столы накрывайте,

Гостей принимайте,

Рождество встречайте! [4]

 Хозяйка:

Что за дивный народ

К нам пришел на порог?

Вас, друзья, и не узнать,

Вы пришли посвятковать?

 Пастух 1:

Пришли мы вас поздравить

В ночь святого Рождества

С днем рождения Христа!

 Пастух 2:

Вот идем мы, пастухи,

К дому путь свой правим,

Христа Бога славим!

 Пастух 3:

Нынче Ангел нам спустился

И пропел: Христос родился!

Мы пришли Христа прославить,

А вас с праздником поздравить! [9]

 Танец «Овечки – коровки»

 (Появляются волхвы)

 Хозяйка:

Садитесь за накрытый стол

Ведь угощений полон он.

Грибы, орехи и капуста,

Моченых яблок тоже густо.

И обязательно блины,

Они уж очень хороши.

И главное блюдо

Отведайте также:

Ячменную с медом кашу…

Кутью нашу…

 

1-й волхв:

Динь- динь- динь!

Вам звоночком позвоним

С пожеланьем и поклоном.

Мы, к тебе, хозяин,

С добрыми вестями. [5]

 Волхвов приючайте,

Святое встречайте,

Пришло Рождество,

Начинаем торжество!

 2-й волхв:

По пустыне, по дороге

Шли три путника святых,

Шли они издалека,

Много приняли труда.

Перед ними шла с востока

Чудно яркая звезда.

В день Господнего рожденья

К небесам она взошла,

И Христу на поклоненье

Трех волхвов она вела.

Для чего Христос родился?

Для спасенья только нас!

Для чего я к вам явился?

Чтоб поздравить с праздником вас!

С праздником, Хозяин и Хозяюшка! [8]

3-й волхв:

Посмотри, как ярко звезды

Светят миру там, вдали.

Светят в них дары святые:

Для людей — благоволенье,

Мир и правда — для Земли!

С нами звезда идет,

Молитву поет…

 1 -й волхв:

А мы, люди верные,

Христа величаем,

Ангельские песни

Ему посвящаем! [6]

 

Песня « А учора з вячора» [7]

(сели за стол, заходят дети)

 Воспитанник:

Динь-динь-динь, звенят звоночки,

К вам пришли сыны и дочки,

Мы пришли посвятковать

С Рождеством вас поздравлять! [5]

 Воспитанник:

Двери шире распахните-ка,

И гостей к себе пустите-ка!

К вам – соседи ваши близкие:

Не высокие, не низкие,

Не широкие, не узкие,

К вам – за сладостями вкусными.

Мы пришли к вам не с помехою

А с весельем и потехою. [8]

 Воспитанник:

Мы сегодня в доме вашем

В вашу честь споем и спляшем!

Ждут вас песни, пляски, смех!

Шуток хватит здесь на всех!

 Хоровод «Рождество и Святки»

(после хоровода садятся на стульчики)

 Хозяйка с хозяином:

Посиделки здесь у нас,

Мы сюда позвали вас

Повеселиться, поиграть

И загадки отгадать.

Хозяйка:

*Средь зимы – большое торжество. Великий праздник – Христово…Рождество.

*Ведь чудо всех чудесней в этот день сбылось – на земле родился…Иисус Христос.

*Все ждут Иисуса вновь – от малышей, до пап и мам, и все нарядные спешат на службу в…храм.

 Хозяин:

*Чтоб с молитвою прошел сегодня вечер, все люди в доме зажигают…свечи.

*И распушив зеленые иголки, красуются везде рождественские …елки.

*И в церкви проповеди радостно внимают, друг друга с Рождеством Иисуса…поздравляют! [10]

 Ведущий:

В праздничные рождественские дни мы поздравляем друг друга с рождением нашего Спасителя – Иисуса Христа. Но все ли мы знаем историю Рождества? Вот мы сейчас это проверим.

 *На жарком Востоке, средь гор и пустыни, лежит Святая Земля …Палестина.

*В той древней стране, известной нам всем, есть город небольшой – зовется…Вифлием.

*Когда-то туда по указу царя пришла записаться Иисуса…семья.

*Сейчас имена их известны всем в мире: плотник Иосиф и дева…Мария.

*Тогда же безвестны, и бедного вида, но оба из царского рода...Давида.

*Весь город Иосиф с Марией прошли, но все же приют себе…не нашли.

*И только в пещере, забитой скотом, они обрели свой временный…дом.

*В той самой пещере, немного спустя, у девы Марии родилось…дитя.

*И с радостью ангел с неба спустился и перед пастухами на поле…явился.

*«Не бойтесь, я весть вам благую принес: сегодня родился Спаситель…Христос!

*В пещере, в яслях, лежащим на сенце, увидите вы Святого…младенца.

*Тотчас пастухи к пещере пошли, и там Марию с младенцем…нашли.

*В радости Богу они помолились и низко Христу пастухи…поклонились.

*А после младенцу поклон принесли волхвы из далекой персидской…Земли.

*Долгие дни вела их сюда, явившись на небе, большая…звезда.

*Вручили они Спасителю мира сокровища… золото, ладан и смирну [10].

 (Выходят Ангелы)

 1 Ангел:

Мы, Тебе, Боже, славу возносим,

А для хозяев милости просим.

Дай им под мирным небом трудиться,

С чистой душою Богу молиться.

Даруй добра им, даруй им света,

Даруй им многая – многая лета.

 2 Ангел:

Чтоб веселым был ваш дом,

Красота цвела кругом,

Чтобы вы добро дарили,

Тем же вас благодарили.

 Мы желаем всем здоровья,

Чтобы с братскою любовью

Каждый день к вам приходил,

Веру, счастье вам дарил. [11]

 Танец « Рождественский Ангел»

 (выходят все участники)

 Воспитанник:

Родился Спаситель, младенец Христос!

Любовь, милосердие, радость принес!

Зажег он надежду и веру когда

В ночи засияла святая звезда! [11]

 Воспитанник:

Так пусть этот нежный и благостный свет

Не гаснет в сердцах еще тысячи лет,

И души согреются счастьем, добром,

И будут сбываться мечты!

С Рождеством!!!

 Песня заключительная «Вифлеемская звезда»

 Источники:

 

    1. 

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на православных традициях белорусского народа: Примерное содержание для учреждений дошкольного образования/Л.В.Финкевич [и др.]; под ред. А.В. Бройко, АА. Петрикевич.– Минск, 2016.–48с.

    2. 

Учебная программа дошкольного образования» [Электронный ресурс]. – 2022. – Режим доступа https://adu.by/images/2022/08/up-doshk-obrazov-rus-bel.pdf – Дата доступа: 20.12.2022.

    3. 

Песня «Яркая звездочка» [Электронный ресурс]. – 2022.– Режим доступа: https://detskie-pesni.com/novogodnie/rozhdestvenskie/26-jarkaja-zvezdochka-na-nebe-gorit.html – Дата доступа: 15.12.2022.

    4. 

Колядки: стихи про колядки, стихи для детей. Воробушек летит. Волхвов приючайте, Святое встречайте // Ежедневное Интернет издание «Православие и мир» [Электронный ресурс]. – 2022.– Режим доступа: http://www.pravmir.ru/kolyadki-stihi/. – Дата доступа: 15.12.2022.

    5. 

Колядки для самых маленьких. Динь-динь-динь, звенят звоночки. Чтоб веселым был ваш дом // Мой малыш [Электронный ресурс]. – 2022. – Режим доступа: http://mybabe.info/poteshki/kolyadki-dlya-samyh-malenkih-na-russkom-yazyke. – Дата доступа: 20.12.2022.

    6. 

Колядки для детей на Рождество. А мы, люди верные // Женский Интернет журнал [Электронный ресурс]. – 2022. – Режим доступа: http://to-be-woman.ru/kolyadki-na-rozhdestvo/. – Дата доступа: 20.12.2022.

    7. 

Рождественские колядки. A ўчора з вячора // Религия в Беларуси [Электронный ресурс]. – 2022. – Режим доступа: http://religia.by/rozhdestvenskie-kolyadki. – Дата доступа: 20.12.2022.

    8. 

Маленький ангел. Двери шире распахните-ка // Воскресная школа. Театр «Миф». сайт Православного прихода храма Святой Живоначальной Троицы в Хохловском переулке (г. Москва) [Электронный ресурс]. – 2022.– Режим доступа: http://www.trinity-church.ru/voskresnaya_shkola/teatr-mif/malenkij_angel. – Дата доступа: 20.12.2022.

    9. 

Рождественские песни. Нынче Ангел к нам спустился // Школа радости Сайт Спасо-Парголовского храма [Электронный ресурс]. – 2022. – Режим доступа: ttps://happy-school.ru/publ/rozhdestvenskij_stikh/23-1-0-839. – Дата доступа: 20.12.2022.

О Рождестве Христовом в стихах-загадках... [Электронный ресурс]. – 2022. – Режим доступа: https://happy-school.ru/publ/rozhdestvenskie_zagadki/o_rozhdestve_khristovom_v_stikhakh_zagadkakh/78-1-0-25107 . – Дата доступа: 20.12.2022.

Счастливого Рождества [Электронный ресурс]. – 2022. – Режим доступа: http://tsimonenko.ru/rozhdestvo/rozhdestvo4.html – Дата доступа: 20.12.2022.

Стихи про рождество для детей [Электронный ресурс]. – 2022. – Режим доступа: https://www.toys-4kids.ru/blog/stihi-pro-rozhdestvo-dlya-detej . – Дата доступа: 20.12.2022.

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

ОБ ОБРАЗЕ ПРЕПОДОБНОЙ ЕВФРОСИНИИ ПОЛОЦКОЙ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(Из опыта работы ресурсного центра)

 

Крашенинникова Наталья Владимировна,

заместитель заведующего по основной деятельности

государственного учреждения образования

«Детский сад №125 г. Гомеля»,

Хорик Татьяна Александровна,

старший преподаватель кафедры педагогики и  частных методик

ГУО «Гомельский областной институт развития образования»

 

Одним из составляющих воспитательной работы с детьми дошкольного возраста является духовно-нравственное воспитание.[1] Решая его актуальные задачи, педагоги многих учреждений дошкольного образования опираются сегодня на традиционные ценности белорусского народа, в том числе, на  православные.

Такую возможность предоставляет нам успешно реализованный в 2013-2015гг. республиканский инновационный проект «Внедрение модели формирования представлений о православных традициях белорусского народа посредством включения в художественно-продуктивные виды деятельности детей дошкольного возраста». (В соответствии с письмом Министерства образования Республики Беларусь от 08.10.2015 №05-21/294 результаты внедрения инновационного проекта были признаны наиболее успешными и рекомендованы к широкому использованию в сфере образования и трансляции в средствах массовой информации.)

По итогам инновационной деятельности, а также первого областного конкурса на лучший кабинет по основам православной культуры на базе нашего  учреждения  образования  был создан областной ресурсный центр по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста на православных традициях белорусского народа (приказ управления образования Гомельского облисполкома от 01.07.2016 № 447 «Об итогах областного конкурса на лучший кабинет по основам православной культуры»).

В ресурсном центре имеется богатый арсенал методических рекомендаций, материалов мероприятий, наглядных пособий, видео- и аудиоматериалов, печатных изданий для педагогов, воспитанников и их родителей, макетов, коллекций, поделок к православным праздникам и многое другое. Все это активно используется не только для формирования у детей ценностей, представлений о православных традициях, праздниках, образах святых, в том числе преподобной Евфросинии Полоцкой. Эти материалы и опыт, накопленные педагогами за 12 лет работы в данном направлении, используются сегодня для проведения областных семинаров  и курсов повышения квалификации в Гомельском областном институте развития образования, для подготовки образовательных чтений, публикаций в сборниках республиканских и международных конференций.

Свою работу педагоги выстраивают в соответствии с пособием  «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на православных традициях. Примерное содержание для учреждений дошкольного образования». Его разделы определяют содержание ознакомления с образом преподобной Евфросинии Полоцкой.

Для формирования представлений об образе святой оптимальным  является сочетание наглядных и словесных методов и приемов. Воспитатели используют такие виды образовательной деятельности, как восприятие произведений изобразительного искусства, чтение произведений художественной литературы, познавательный рассказ педагога.

Для первоначального ознакомления воспитанников с ликом преподобной Евфросинии Полоцкойсреди икон лучше выбрать ту, на которой изображены сама святая, её крест и макет  построенного  по ее благословению храма. Детям 4-5 года жизни это облегчит узнавание святой среди других изображений. На первом этапе ознакомления педагоги реализуют раздел пособия «Отношение к семье. Святоотеческий опыт» (Евфросиния Полоцкая. Детство. Дружная семья. Уважение к родителям. Послушание старшим.) [2, с.17].

В ходе познавательного рассказа педагоги используют «Сказание о житии преподобной Евфросинии, игуменьи и княжны Полоцкой» Елены Михаленко, автора поэтических переложений житий святых. К сообщению о детстве Предиславы можно предложить для рассматривания книжную иллюстрацию Ольги Бирюк. Иллюстрации этого издания привлекают внимание детей, часть из них можно оформить как материал для рассматривания.

В ходе последующих мероприятий нужно обратиться к знакомому иконописному изображению, чтобы подробно рассмотреть крест, макет храма в руках святой. С этими святынями важно познакомить детей подробнее, используя фотоматериалы.

Для воспитанников 5-6 лет целесообразным станет ознакомление с иконой Спасо-Евфросиниевского монастыря «Житие преподобной Евфросинии, иллюстрированное клеймами»[3]. Реализуя содержание раздела «Отношение к труду. Святоотеческий опыт» и знакомя воспитанников с житиём преподобной Евфросинии Полоцкой, её благочестием, трудолюбием, педагогу необходимо оформить некоторые клеймы в виде карточек. Яркие, четкие изображения вызовут интерес у воспитанников. Составление ими последовательного ряда будет способствовать закреплению представлений о жизни святой. Рассматривание репродукций житийных икон не вызывает у детей затруднений, если оно проводится неторопливо и соединено с ознакомлением с житием.

После ознакомления с произведениями  иконописи можно закрепить полученные представления в ходе рассматривания произведений живописи и книжной графики. Для этого подойдет замечательная  иллюстрация Натальи Климовой  к книге «Небесные заступники. Жития святых для девочек». Иллюстрация «Евфросиния Полоцкая» пронизана необыкновенной теплотой, она реалистична, все персонажи: и девочки, и святая Евфросиния Полоцкая, – изображены понятно для детского восприятия.

Богатство и глубина содержания, многообразие средств изображения побуждают творческое воображение, воздействуют на чувства детей. Восприятие произведений иконописи и живописи способствует развитию эмоциональной сферы, формированию представлений, расширению жизненного опыта воспитанников, развивает любознательность, интерес к окружающему. Расширить представления детей могут экспозиции иконописных и живописных изображений святой.

Реализуя раздел «Отношение к святыням нашего народа и православному искусству», педагог планирует ряд мероприятий, которые посвящены Спасо-Преображенскому храму Спасо-Евфросиниевского женского монастыря в Полоцке. Воспитанники  знакомятся с историей строительства храма, рассматривают иконописные изображения (клейма), книжные иллюстрации и современные фотографии.

Отдельные мероприятия для детей 5-6 лет знакомят с фресковой живописью XII века – изображением «Преподобная Евфросиния Полоцкая». Фотографии фресок Спасо-Преображенского храма оформляются для рассматривания в виде карточек-открыток.

Сопутствующими мероприятиями могут стать чтение отрывка художественного произведения или рассказ педагога о чудесном появлении кирпичей в печи по молитве преподобной Евфросинии Полоцкой, показ и рассматривание современных фотографий Спасо-Преображенской церкви г.Полоцка. Так воспитанники могут не только узнать, как святая строила храм, но и о необыкновенной важности этого дела.

Педагогу необязательно акцентировать внимание на деталях жития преподобной Евфросинии Полоцкой. Главное, чтобы его проникновенные рассказы способствовали пониманию детьми, что Господь помогает всем, кто совершает благие дела. Безусловно, воспитанникам также захочется принять участие в строительстве, украшении храма по примеру святой, облагораживании его территории. Педагог может предложить детям внести свой посильный вклад (лепту), когда они будут в храме с родителями.

Такое последовательное ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями иконописи, живописи, книжной графики, фотоматериалами способствует формированию  представлений об образе преподобной Евфросинии Полоцкой и воспитывает у них уважение к культурно-историческому наследию белорусского народа.

Данная работа педагогов нашего учреждения образования не могла  бы быть успешной без повышения квалификации на базе областного института образования, участия в республиканском инновационном проекте, многочисленных семинарах и педагогических чтениях, а также постоянной работы над собой в рамках деятельности ресурсного центра.

 

Источники:

1.Постановление Министерства образования Республики Беларусь 15 августа 2019 г. № 137 «Об утверждении образовательного стандарта дошкольного образования».

2.Духовно-нравственное воспитание дошкольников на православных традициях белорусского народа: Примерное содержание для учреждений дошкольного образования/Л.В.Финкевич [и др.]; под ред. А.В. Бройко, АА. Петрикевич.– Минск, 2016.–48с.

3.Житие преподобной Евфросинии, иллюстрированное клеймами // Монастырь у церкви Спаса. Сайт Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря [Электронный ресурс]. – 2021. Режим доступа: http://spas-monastery.by/st_euphrosyne_of_polotsk/life/short_life_1.php. – Дата доступа: 27.09.2021.