«Формирование представлений

об образах святых, милосердствующих животным,

у детей среднего и старшего дошкольного возраста

посредством ознакомления с произведениями

изобразительного искусства»

                                                     

Крашенинникова Наталья Владимировна,

заместитель заведующего по основной деятельности

государственного учреждения образования

«Детский сад №125г. Гомеля»,

Хорик Татьяна Александровна,

старший преподаватель кафедры педагогики и частных методик

ГУО «Гомельский областной институт развития образования»

 

Одним из важнейших направлений воспитательной работы с детьми дошкольного возраста является духовно-нравственное воспитание. Решая его актуальные задачи, педагоги многих учреждений дошкольного образования опираются сегодня на традиционные ценности белорусского народа, в том числе, на православные. В этой работе они могут использовать пособие «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на православных традициях», рекомендованное Координационным советом МО РБ и БПЦ.

Реализуя содержание раздела пособия «Отношение к природе. Святоотеческий опыт» [1], можно рассказать детям о том, как святые относились к животным, напомнить, что традицию проявлять милосердие и любовь к животным люди наследуют от Адама. Тема «Святые и животные» может быть интересна для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

В иконописи и живописи можно встретить образ святого, вокруг которого собираются лесные звери и доверчиво лижут ему руки. По объяснению св. Исаака Сирина, здесь восстанавливается то первоначальное райское отношение, которое существовало когда-то между человеком и тварью. Звери идут к святому, потому что «животные обоняют запах рая», который исходил от Адама до грехопадения [6].

Общаясь с животными, человек может отрыть те качества и свойства личности, которые он не может открыть другому человеку. Животные сохранили райскую непосредственность, или, как говорил Ориген, «в них остался след Бога». И мы, общаясь с животными, возвращаемся к райской непосредственности [4].

Для детей можно подготовить экспозицию «Святые и животные». В неё могут войти произведения «Адам нарицает имена животным» (фреска, Ярославль,1641, г.Церковь Николы Надеина), «Адам дает животным имена» (средневековая иллюстрация).

Экспозицию можно дополнить иконой, на которой изображен Ной. Он был добрым и праведным человеком, с любовью относящимся к людям, заботящемся о животных и спасающем их. Художница Елена Черкасова посвятила Ною своё произведение «Спасение твари».

Даже воспитанникам от 4 до 5 лет интересно будет рассмотреть картины «Лев и Св. Герасим», «Матушки и кошки», «Преподобный в зимнем лесу».

Воспитанникам от 5 до 6 лет можно предложить для рассматривания фотографию художницы. Она изображена в фартуке, который защищает ее одежду от красок. У неё на руках любимая кошка. Позади нее атрибуты художника – кисти, краски. На заднем плане, на тумбе – икона «Ангел-хранитель». Елена Черкасова – художник, которой любит Бога, свою работу, животных.

О милосердии к животным в русской литературе сказано в житии Преподобного Сергия Радонежского, составленном в XV веке. В житие одного из самых почитаемых святых Русской земли включена мысль о необходимости милосердия к братьям нашим меньшим [5].

О человечности, любви ко всему живому Преподобного Сергия Радонежского может рассказать история его дружбы с медведем. Житие святого повествует об этом так: «Сергий увидел раз у келий огромного медведя, слабого от голода. И пожалел. Принес из келии краюшку хлеба, подал — с детских ведь лет был, как родители, «странноприимен». Мохнатый странник мирно съел. Потом стал навещать его. Сергий подавал всегда. И медведь сделался ручным» [2]. Иллюстрировать сообщение может репродукция иконы «Преподобный Сергий кормит медведя», произведения живописи: М.В. Нестеров «Юность Преподобного Сергия», С. Ефошкин «Преподобный Отче Сергий. Весна».

 В экспозицию могут быть включены на выбор репродукции картины Михаила Нестерова «Лисичка» (духовная чистота и обаяние старцев позволяют лисе не бояться их и принимать еду из рук), иконы «Святой Власий – покровитель животных» (детям будет интересно рассмотреть лошадей) (приложение 3), иконы «Преподобный Серафим Саровский» (Сербия), картины П.Рыженко «Серафим». Петр Рыженко изобразил Святого Серафима Саровского крупным планом. Дети смогут увидеть кусочек черствого хлеба в его руках и благодарный взгляд зверя.

И произведения живописи, и комментарий педагога к ним должны вызвать чувство сострадания к животным, желание заботиться о них, как это делали святые.

В период, когда уже сформированы первоначальные представления о традициях бережного, чуткого отношения православных людей ко всему живому, детей знакомят с произведениями художественной литературы, раскрывающими взаимоотношения людей с животными, образы святых, которые жалели животных, для того, чтобы продолжить развитие эмоциональной культуры.

Список произведений писателей-анималистов и природоведов (В.В.Бианки, Н.И.Сладкова, М.М.Пришвина, С.Т.Аксакова) можно дополнить произведениями Н.В.Скоробогатько (серия изданий «Всякое дыхание да хвалит Господа»): «Медведица схимонахини Елены», «Как Полкаша вылечил сироту», «Как кошка Шкурка перепостилась», «Святой Феофил и бычок», О.А.Бельцевой, Т.Д.Ждановой (серия изданий «Чтение для души»). Эти рассказы о взаимоотношениях людей и животных не смогут оставить равнодушными ни педагога, ни воспитанников. В ходе их прослушивания детьми педагог должен вызвать наибольшее эмоциональное впечатление у воспитанников. В заключение педагог подводит к выводу: «Даже маленьким детям доступны добрые дела по силам: не раздавить жучка, не бросить камень в кошку или собаку, покормить птиц, животных, у которых нет хозяев, просить у Бога защиты для них».

«Что такое сердце милующее?» — «возгорение» сердца о всем творении» [3]. От великой и сильной жалости, объемлющей сердце, и от великого страдания сжимается сердце человека, и не может оно вынести, какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварью, молится с великою жалостию, какая без меры возбуждается в сердце его по уподоблению в сем Богу» [6].

Наша христианская обязанность, «память о рае» – любить животных. К этому надо приучать детей с младенчества. Как писал В.В. Розанов, каждый ребенок должен держать на груди котенка и ласкать его, разговаривать с ним, ухаживать за ним. У ребенка должен опыт совместной жизни с животными. И тогда он откроет, что в животном мире есть своя структура отношений – привязанность, дружба, верность. И мы не одни живем на белом свете, а вместе с нашими «братьями» [4].

 Список литературы:

1.Духовно-нравственное воспитание дошкольников на православных традициях белорусского народа: Примерное содержание для учреждений дошкольного образования / Л.В.Финкевич [и др.]; под ред. А.В. Бройко, А.А. Петрикевич. – Минск, 2016. – 48с.

2. Зайцев,Б. Житие Сергия Радонежского в пересказе Бориса Зайцева // Ежедневное Интернет издание «Православие и мир» [Электронный ресурс]. – 2023. Режим доступа: https://web.archive.org/web/20150318215826/http://www.pravmir.ru/zhitie-sergiya-radonezhskogo-v-pereskaze-borisa-zajceva//. – Дата доступа: 18.10.2023.

3.Преподобного Исаака Сирина слова подвижнические. Слово 48. О различии добродетелей и о совершенстве всего поприща // Pagez сайт [Электронный ресурс]. – 2023. Режим доступа: http://www.pagez.ru/lsn/is/48.php . – Дата доступа: 18.10.2023.

4.Святые животные (беседа с философом Татьяной Горичевой) [Электронный ресурс]. – 2023. Режим доступа: http://5.megamag.by:8081/journals/measures.html?record_id=733. – Дата доступа: 18.10.2023.

5.Смирнова, Т.В., Розанов В.В. Кошки и собаки [Электронный ресурс]. – 2021. Режим доступа: http://tvsm.ucoz.ru/pdf/statji/rozanov/razanov2.pdf. – Дата доступа: 18.10.2023.

6 Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи. Публичная лекция. Электронный ресурс]. – 2021. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Trubeckoj/umozrenie-v-kraskah/1 – Дата доступа: 18.10.2023.